Синдром дефицита внимания и гиперактивности

В этом разделе:

ЧТО ТАКОЕ СДВГ?

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ-ИМПУЛЬСИВНОСТИ

ЧЕМ ВЫЗЫВАЕТСЯ?

КАКОВЫ ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ПРОГНОЗЫ?

ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ СДВГ

ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ВЫВОДЫ

 

ЧТО ТАКОЕ СДВГ?

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей (СДВГ) – это синдром, который обычно характеризуется серьезными и устойчивыми трудностями организации собственного поведения ребёнка, которые приводят к:

  • - к дефициту внимания (невнимательность)
  • - слабому контролю за собственными двигательными и речевыми реакциями (импульсивность)
  • - чрезмерной двигательной активности – совершению множества неосмысленных и зачастую бесцельных движений (синдром гиперактивности).

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей – это комплексное нарушение, затрагивающее примерно от 3 до 6 % детского населения развитых стран, в которых проводились исследования.

Согласно данным наблюдений,  количество мальчиков, имеющих синдром дефицита внимания,  превосходит количество девочек в соотношении 3:1

Впервые расстройство, для которого характерны дефицит внимания и гиперактивность у детей, было идентифицировано в медицинской литературе более 100 лет тому назад.

Диагностические критерии, позволяющие предположить дефицит внимания у малыша, должны включать шесть или более из перечисленных ниже симптомов, устойчиво присутствующих не менее чем 6 месяцев:

  • 1) неспособность сконцентрироваться на деталях или допущение ошибок по небрежности в школьных заданиях, работе или других видах деятельности
  • 2) частые трудности в сохранении внимания при выполнении заданий или игровой деятельности.
  • 3) часто кажется, что человек не слушает, когда к нему непосредственно обращаются.
  • 4) часто не следует инструкциям и не может закончить выполнение школьного задания, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (не вследствие оппозиционного поведения или непонимания инструкции)
  • 5) частые трудности в организации заданий или деятельности.
  • 6) часто избегает, не любит или неохотно вовлекает в задания, требующие длительных умственных усилий (таких как школьное задание или домашняя работа)
  • 7) часто теряет вещи, необходимые для заданий или деятельности (например школьные принадлежности, карандаш, книги, или инструменты)
  • 8) часто отвлекается на внешние раздражители.
  • 9) частая забывчивость в ежедневной деятельности.

Все эти симптомы при их сочетании и выраженном проявлении приводят к состоянию, противоречащему уровню развития.

Диагностические критерии, характеризующие синдром  гиперактивности:

Признаки гиперактивности:

  • a) Ребёнок часто делает суетливые движения руками или ногами или ерзает на месте.
  • b) Ребёнок часто покидает свое место в классе или других случаях, где предполагается оставаться на месте.
  • c) Ребёнок часто избыточно бегает или лазает в ситуациях, не предполагающих такого поведения ( в юношеском или взрослом возрасте, может ограничиваться субъективными чувствами или проявлять неугомонность)
  • d) Ребёнок часто испытывает трудности, участвуя в спокойных играх и досуге
  • e) Ребёнок часто действует "как заведенный"
  • f) Ребёнок часто много говорит

Признаки импульсивности:

  • g) Ребёнок часто "выпаливает" ответ раньше, чем прозвучит вопрос.
  • h) Ребёнок часто не может дождаться своей очереди.
  • i) Ребёнок часто прерывает других (например, в школе, или на работе или дома).

Для того чтобы установить диагноз  - синдром гиперактивности – важно, чтобы:

  • 1. некоторые симптомы гиперактивности и импульсивности  или невнимательности, приведшие  к нарушениям, наблюдались в возрасте до 7 лет
  • 2. некоторые нарушения наблюдались в двух и более различных окружающих обстановках (например, в школе или на работе и дома)

Для диагностики СДВГ у взрослых должны быть четкие свидетельства клинически существенных нарушений в социальных, академических или рабочих функциях.

 

ЧЕМ ВЫЗЫВАЕТСЯ?

Убедительных доказательств какой-либо одной причины нет

Возможные причины:

  • генетические/наследственные (наиболее сильная корреляция)
  • повреждение мозга (травма головы) до, после или во время рождения
  • повреждение мозга токсинами (внутренее: бактериальное или вирусное, наружное: внутриутробный алкогольный синдром, интоксикация металлом, например свинцом)


СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЦНС (примеры)

  • неполноценность в обучении
  • тик (такой как Синдром Туретта - расстройство центральной нервной системы, в виде сочетания тикообразных подёргиваний мышц лица, шеи и плечевого пояса, непроизвольных движений губ и языка с частым покашливанием и сплевыванием, громкая ругань)

у 20% детей с нарушением внимания

в то время как от 40 до 60% детей с тиком имеют нарушения внимания

  • задержка контроля крупной и мелкой моторики (координация)
  • 50% детей с дефицитом внимания имеют задержку развития (такую как речь)
  • Аутизм, болезнь Аспергера(одно из пяти общих (первазивных) нарушений развития, иногда называемое формой высокофункционального аутизма (то есть аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранена)


КАКОВЫ ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ПРОГНОЗЫ?

Свидетельства показывают, что СДВГ является перманентным состоянием.

Некоторые дети могут перерасти состояние гиперактивности.

Неидентифицированное и оставленное без внимания нарушение может

повысить риск:

  • снижения учебной деятельности
  • Заниженного самоуважения
  • Социальных проблем
  • Семейных трудностей
  • Потенциальных долговременных воздействий

 Некоторая статистика:

  • 75% людей с СДВГ разводятся
  • 50% отстают от своего класса
  • 46% временно отстраняются
  • 11% исключаются
  • 3-5% (доходя до 15-20%) населения школьного возраста имеют такие нарушения
  • 2.5 - 3 млн. детей школьного возраста имеют такие нарушения

 

ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ СДВГ

Простого лечения нет. Обычно применяется многорежимный подход:

  • Медикаментозное лечение
  • Обучение родителей
  • Рекомендации/обучение детей

    включая поведенческое моделирование,

    самовыражение и самоусилие.

  • Специальная учебная обстановка
  • Диетические исследования

Лекарства

  • Психостимуляторы
  • Антидепрессанты
  • Нейролептики
  • Транквилизаторы
  • Стабилизаторы настроения

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  фракции  фосфатидилсерина (ФС) при СДВГ:


Данные Результаты

27 детей в возрасте от 3 до 19 лет получали  от 200 до 300 мг PS в день, в зависимости от размеров тела в дополнение к обычному лечению

Длительность: 4 месяца     

 

ФС дал заметное, клинически значимое улучшение у 25 из 27 пациентов (92%):

Повышение внимания, концентрации, памяти, учебной деятельности

Снижение импульсивности, снижение депрессии и тревоги

Отсутствие неблагоприятных воздействий или взаимодействий с другими лекарствами

ФС потенциально полезен детям и тинейджерам, страдающим дефицитом внимания, имеющим связанные с этим проблемы


20 детей с СДВГ (без предыдущей истории лекарственного лечения): 10 принимали 200 мг фосфатидилсерина в течение 8 недель, 10 - плацебо.

15 человек  получали 200 мг PS в течение 4 недель: 5 пожилых (более 70 лет), 5 среднего возраста ( более 40 лет), 5 детей с СДВГ

Лечение лекарствами СДВГ имеет серьезные побочные эффекты, нуждается в натуральной альтернативе           

Употребление ФС улучшает внимание, концентрацию, память, учебную деятельность     

Употребление ФС успокаивает импульсивное поведение, снижает депрессию и тревогу

ФС потенциально полезен для детей и подростков, имеющих дефицит внимания и связанные с этим проблемы.